Сергей Капков: «Я помог этому поколению, что я могу»
Опубликованно 03.02.2020 03:26
Бывший глава департамента культуры Москвы Сергей Капков последние четыре года возглавляет Центр исследований экономики культуры, городского развития и креативных индустрий на экономическом факультете мгу имени M. В. Ломоносова. Вместе с частными инвесторами, разрабатывает проекты благоустройства российских городов и консультирует региональные органы власти. Центр работает по стратегии пространственного развития в Первоуральске, на котором клиент — Челябинск corporate завод (ЧТПЗ) — планирует ежегодно тратить около миллиарда рублей.
В интервью «рбк-Недвижимости» Капков говорит об особенностях работы в регионах вашей жизни после выхода на пенсию в москве и грусти новой хипстер.
— В последние годы вы провели с Москвой, в регионах, где сделаны несколько проектов в малых городах. С чем связана такая переориентация — там больше свободы или денег?
— Возможности работы. Интересно, это не просто что-то нарисовать, начертить и сделать. В регионах в этом большая потребность, чем желание отдельных инвесторов и местных властей вести диалог.
— Ваш самый большой на сегодняшний день, проект — в Первоуральске. Но здесь вы никогда не говорил, что благоустройство, и, в самом деле, собственность и повторите города. Насколько это сложно сделать в месте, которое для вас неизвестно, не его?
— Это большая интересная задача. По запросу Челябинского тракта (Группа ЧТПЗ) мы делаем комплексную программу развития города Первоуральска по благоустройству парков и набережных модернизации помещений дома культуры, разработка колористических паспортов жилых домов, политики первого этажа, схема транспорта программа городского освещения и озеленения. При разработке концепции развития города, мы изучили и проанализировали запросы жителей, проводили форсайт-сессии с участием местных жителей.
— На сколько лет это все рассчитывается?
— Какие программы двух или трех лет, другие-постоянными, например, программа озеленения. Это вопрос календаря и желание местных властей.
— Трудно было найти общий язык с местными властями?
— Самый простой. Администрация с большой благодарностью отнеслась к инициативе ЧТПЗ и то, что есть люди, которые могут сформировать глобальный взгляд на развитие города.
Сергей Капков и владелец Роман Абрамович. 2013 год (Фото: Вячеслав Прокофьев/ТАСС)
— Опыт работы в регионах отличается от московского?
— Когда ты пришел, должен всегда быть в дискуссии с жителями, скорректировать работу в зависимости от их желания, доказать правильность своих идей. Мы не с нуля все рисовать. Во-первых, сделать комплексное обследование города, который включает в себя предпочтения потребителей, торговли людьми, анализ данных, в том числе покупательной способности, и многое другое. Технологии, что для Москвы, что для Урала.
— Это приход частного капитала в урбанизации — это эффективно?
— Частный капитал не идет урбанизации. В нашем случае, частный капитал несет ответственность за создание комфортной городской среды и найма специалистов. И дальше позволяет это осуществить, потому что они платят много налогов, большая часть жителей этих городов — для своих сотрудников. То, что компания идет о создании комфортной городской среды, а не новые. Достаточно посмотреть на опыт Сбербанка-Петербурге, Калининграде и в других регионах. "ЛУКОЙЛ" участвует в программе развития города, он делает это добросовестно.
— Каких конкретных проектах работаете?
— У нас есть все частные инициативы, нам государство не работаем. Например, теперь, с компанией «Сибур» делаем проект благоустройства в Тобольске. Только около 14 проектов в работе, но говорить об этом подробно пока не могу.
— В Москве есть несколько проектов в этом направлении, он потерял интерес к вам?
— Почему вы думаете, что он потерял?
— В москве прошли долгий путь эволюции: много уже произошло, какие-то революции градостроительство в хорошем смысле, скорее всего, невозможно. И вы просто часть революций.
— Я тоже, как и в Москве, претерпела большие изменения, и я всегда что-то предложить в Москве.
— Например?
— Продолжить городских существующие программы. Урантии — это не смена асфальта на плитку, урантии-это изменение управленческих решений и приоритетов развития города. В Москве, 14 программ развития города, каждая продолжительностью пять лет. Вот ими и надо заниматься. Успех команды Собянина — это в этих программах, где есть цели, KPI, отчетность и так далее. Из каких регионов там? Это-то, что Татарстан и ряд российских городов. Другие n', там деньги раздают определенного бюджета, что то много или мало денег, ответственность, цена.
— Не пропустить работу в правительство?
— Я пропустил много важных проблем, в том числе в москве, и правительство всегда будет много.
— Какие задачи вы хотите решить, как руководитель отдела культуры, но не успели?
— Дома культуры, можно было бы сделать более интересным, более быстрые и более надежные. Необходимость создания районных центров сообщества. В Москве, большое количество домов культуры, более ста, и важно, что они стали центрами культурного, смыслового содержания жизни города, которые сформируют иди запросов в органы власти, на предприятия, в себе.
— Это по запросам. В конце нулевых — начале десятых московской интеллигенции стало ясно спрос современной городской среде на город с человеческим лицом...
— Да не было спроса! Этот запрос сформировал я.
— Вы пришли в Парк Горького в 2011 году, и «Стрелка» появилась в 2009 году и стала первой современной модели общественного пространства. Так что ветер начал дуть уже в то время.
— В начале десятых, мы провели социологическое исследование и слышал одно и то же: мы ничего не нужно, то, что следует, мы бы меньше работы, больше получать. Я пришел и сказал: вы нуждаетесь в другой среде, и все поверили в это.
Сергей Капков, во время открытия новой пешеходной зоны на Паники улице. 2014 (Фото: Валерий Sharepoint/ТАСС)
— Теперь запрос, тоже нет?
— Я не вижу.
Которые хотели бы увидеть?
— Я сформировал спрос на активы горожан, которых у нас нет. Вернее, они, конечно, но они не видны. В 2011 году я этих людей видел, и они были 25-28 лет, и они хотели. Теперь они где?
— Может быть, среди тех, которые должны были прийти на акции протеста против нечестных выборов. Чем не запрос?
— Они имеют определенные требования к власти, часто в оппозиции. И где положительные повестки? Хорошо, вы против. И для чего? Они не знают. Ну, раз не знаете, то и диалог невозможен.
— Вы сейчас говорите, что Путин.
— Ну, что? Я действительно так думаю. Когда я работал в Парке Горького, ко мне приходили ребята и что-то предлагали. Например, парень пришел и сказал: «Сергей Александрович, я тренировки». Я не понял: «что это?» — «Как вы думаете, на брусьях вы защищаете. Мы будем устанавливать в парке». Поэтому, мы создали. Теперь кто-то что-то случится? У меня много друзей в мэрии, никто там не будет ничего.
— Может быть, что-то в консерватории подправить?
— Смотря в какой.
— Сегодня власть может сделать что-то для этих активных горожан появились?
— Власть пытается сделать так: есть гранты, выделяются помещения, площадки для игры — делайте то, что вы хотите. Но никто из этих людей, вернее, есть люди, которые не объединяются в движение. Я больше не беспокоит вопрос, что является движущей силой Москвы. Какое поколение наиболее значимой? Я не могу ответить на этот вопрос.
— В наших условиях для ассоциации чаще всего нужен конфликт, как закрытия «Ямы» или строительство пил вина завода.
— Вот и все. Люди объединяются, когда наступает программе капитального ремонта, что здание, когда-то видят несправедливость. И где это объединение людей, которые для будущего гуманизма? Или отказ от использования пластиковой посуды.
— Может быть, это обратная сторона высокое кровяное давление — не собрать людей, и их разделение.
— Вполне может быть. Количество моделей использования город меняется. Если раньше были только автомобилистов и пешеходов, то сейчас сотни. Город-это сообщество разных людей, и вы прикоснуться к ним, их нужно найти.
Сергей Капков в академический театр имени Владимира Маяковского. 2012 год
— Когда вы ушли из правительства москвы, было принято, сказать, что закончился небольшой в москве оттепель, хипстер развратников и другие красивые вещи. Если отвлечься от метафоры, вы почувствовали изменений ставок, новых приоритетов, которые появились в городе?
— Не совсем. Город продолжает развиваться, как развивалась. Есть много программ, которые работают не первый год. Все эти метафоры про оттепель в интернет. По просьбе поколение, к которому я активно помогал, как мог в рамках своей работы. Вы помогаете ребенку научиться ездить на велосипеде, сначала он падает, ты его выполните, поднимите, вы управляете, и затем он начинает идти сам. Я помог этому поколению. Почему я не ездил? Я не могу крутить педали для этих людей.
— Вы обиделись на это поколение?
— Нет, но мне жаль, что я не вижу сегодня. Семь лет назад ко мне приходили ребята, и говорит — помогите нам открыть кафе. И я помог. Они ведь сегодня могут что-то сделать, но что-то разброс. Видимо, все ушли на государственной службе. Теперь я возвращаюсь в Министерство экономики и видеть, как люди уровня замминистра, которые помнит меня еще в Парк Горького, потому что он провел "день открытых дверей" высшей школы экономики. Они мне говорят: «Мы выросли, у вас в Парке Горького». И они уже лидеры на больших должностях. Я сейчас больше волнует другой вопрос — то, что они хотят сегодня, 20 лет.
— Вы работаете в московском университете и каждый день этих людей видите. Вам о них не все понятно?
— Очень мало. Они только лет через 15 становятся поколением, которое будет принимать решения. И я хочу понять про здесь и сейчас. Мы только что закончили исследование, этот посвящен. Я не доверяю современной социологии, он пришел к выводу, что единственный способ понять что-то о людях — анализировать данные.
— Большие данные такого рода?
— Самые различные — от потребления кофе польза будет. Например: все обсуждают запрет на продажу алкоголя в магазинах на первых этажах жилых домов. Многие эту инициативу поддержать, и я смотрю на данные, которые мы мониторинга ежемесячно, и хватаюсь за голову. Все эти магазины через месяц закроются, потому что более половины их выручки — это продажа алкоголя. Что происходит? В городе появятся «гнилые зубы» в виде столбца, витрины. Потом, конечно, жизнь расставит все по своим местам: где-то, компания переориентируется, где владельцы за и жадность. Но теперь мы знаем, что. Кроме того, службы доставки еды и продуктов. Сервисы и услуги, доступные, но через несколько лет они убивали магазинов шаговой доступности, а это рабочие места, налоги, безопасность и так далее. Услуги будут меняться города быстрее, чем любая политика градостроительная. Вы знаете, например, где живут водители «Яндекс.Такси»? На востоке и юго-востоке Москвы. И основные команды для утра — на западе. Они все идут в центр и создают пробки. Вот эти проекты сегодня, вы хотите управлять.
— Не амбиции, чтобы сделать это на государственном уровне?
— У нас есть много советник, в том числе и власть.
— Я имею в виду со стороны властей.
— Пока я так все устраивает, и что дальше — жизнь покажет.
Категория: Новости