Бывший мэр Барселоны Висенте-Guitar — о Москве, конфликты и летающие авто
Опубликованно 23.01.2020 08:06
Бывший главный архитектор Барселоны и co-основатель Института передовой архитектуры Каталонии (IAAC) Висенте Гитара — любимый западный опыт московских властей. Поделиться опытом муниципального цифровизации и модернизации приходит не только для того, чтобы ежегодный Московский урбанистический форум, но и как руководитель гу-ВШЭ, где работает педагогического дизайна лаборатории «Sugo Lab». В интервью «РБК-Недвижимости» рассказал о работе по созданию города будущего, и то, что Москве не хватает сегодня.
— В последние годы вы много времени проводите в России. Что, помимо научной работы, здесь интересует?
— В первый раз, как она. Я занимаюсь научно-исследовательской деятельности, руководители международного проекта-учебные лаборатории, экспериментального проектирования городов «Sugo Lab» в гу-ВШЭ. Если кратко, мы учим наших студентов, и, в более общем смысле — граждан — как digital-технологии помогают архитекторам придумать город будущего. Разработка прототипов этих городов-это наш главный интерес. Кроме того, я провожу консультации с клиентами — и государство, и частные компании.
— Каковы, например, технологии?
— Любые, — от окружающей среды, переработка пластиковых до летающих автомобилей. Сейчас это звучит как фантастика, но на самом деле технологии уже в стадии разработки во всем мире.
— Если из Москвы в будущем вернуться в Москву, когда технологии не просто город сегодня?
— Сегодня в крупных мегаполисах нужны технологии, которые позволяют избежать изменения климата, и Москва не исключение. Я имею в виду, прежде всего, выбросы парниковых газов, что в больших городах бесконечно выше, чем любой другой. Это то, над чем стоит работать сейчас. А учитывая, что Россия и Московская область в частности, имеют огромные лесные ресурсы, это может быть важным преимуществом, уже в 10-20 лет.
Деревянный небоскреб HoHo Wien в городе Вена (Фото: dpa/picture-alliance)
— Внедрение новых технологий подразумевает изменение практики жизни людей, что не всегда легко. Социальный аспект-это что-то учитываете в своих исследованиях?
— С развитием интернета, люди стали более восприимчивы ко всему новому: информация распространяется слишком быстро, мы можем увидеть в реальном времени как меняются городах по всему миру. Вчера был далеко, и уже завтра все изменения придут в ваш дом. Я думаю, что сегодня для жителей города настоящий шок может быть только то, что технологии, которые уже существуют, они скрывают власти, не используются компанией. Если правительство намеренно сдерживает технологическое развитие страны — это проблема. Например, вы знаете, что тележки были изобретены много лет назад, но по ряду политико-экономических причин масса и не были использованы.
— Развитие современного города невозможно без прочных городских сообществ. В Москве по-прежнему очень сильны. Что может изменить ситуацию?
— Создание инфраструктуры для большего вовлечения людей в решение городских проблем: дискуссионные площадки, места встречи муниципальных властей и жителей, независимых платформ для онлайн-голосования по важным вопросам.
— Формально все это есть, но на причастность москвичей не влияет. Иногда кажется, что единственный инструмент привлечения конфликты городских.
— Нет, я не думаю, что для того, чтобы объединить людей, обязательно нужен конфликт. Городские конфликты не являются обязательным условием для того, чтобы превратить жителей в активную граждан — только подливать масла в огонь.
— Но в Каталонии мы видим обратную ситуацию.
Это политический конфликт, который в процессе стал гражданин. Для этого могут заниматься люди здесь очень разные. В любом случае, задача власти — создать нормально функционирующую инфраструктуру, чтобы люди могли высказаться по волнующим их вопросам. Например, сейчас мы со студентами «Подливой Lab» разрабатывает концепцию Москве будущего. Наша задача состоит в том, чтобы предложить идеи, как превратить его в город с нулевым уровнем выбросов к 2050 году. Результаты, представленные на биеннале архитектуры и градостроительства в Шэньчжэне в декабре 2019.
Барселона. Акция сторонников независимости Каталонии, в годовщину референдума о самостоятельности республики. Января 2018 (Фото: DPA/ТАСС)
Технологии не всегда помогают объединить людей и в этом смысле не увеличивают их роль в жизни города.
— Да, это правда. Например, в Индии и в Южной Африке, где проникновение современных digital-технологий, в то время как не столь велика, местных сообществ, иногда оказываются сильнее и влиятельнее, чем в европейских странах. Проблема в том, как применять эти технологии. Если их единственный проводник, становятся компании, которые используют их развитие исключительно в коммерческих целях, т. е. для наблюдения и контроля людей, ни о каком укреплении отношений городской ссылок говорить не приходится.
Если в этот процесс вмешивается государство не как регулятор, и как активный участник и гарант безопасности граждан — вы получите обратный эффект. В этом случае главный принцип интеграции технологий в повседневную жизнь граждан — бесплатный доступ к ним. Мы в Барселоне, они попытались сделать именно так: например, он признал, свободный доступ к wi-fi, естественное право человека.
— Опыт Барселоны, к которому вы апеллируете, во многом является уникальным. Вы можете повторить в таких городах, как Москва?
— "Барселона" похожа на многие мировые мегаполисы — Копенгаген, Нью-Йорк, Париж, Прага и десятки других. В смысле проникновения в технологии и внимание к аудитории пробелы между Москва и Барселона нет большой разницы.
— Все это время мы говорим о технологии, общественные места, экология, но не архитектуры. Она не является более важным?
— Нет, почему же. Думая о будущем, мы думаем, и для отдыха тоже. Тем более, что она меняется — это, прежде всего, изменением технологий. В ближайшие десятилетия в крупных городах массово перейдут на деревянной конструкции, для Москвы это тем более неизбежно, сценарий, на самом деле, в России дерево не так дорого, как, например, в Европе. Уже сегодня мы видим большое количество деревянных зданий в Северной Европе, Канаде, США.
Зарядных станций для электромобилей в центре Москвы (Фото: Антон Белиз/тасс)
— Но изменяет, потому что функция архитектуры.
— Конечно. Архитектор должен думать о том, как проектировать гибкие пространства, которые будут сочетать в офисах и дома, потому что меняется подход к организации рабочего процесса. Кроме того, с развитием зеленой энергии часть продуктов питания, станут производить непосредственно в домах—, а также это влечет за собой целый ряд нововведений в дизайне. Сейчас много людей живут в домах некоторых, для многих это сознательный выбор, так что социальная составляющая архитектуры становится все более важным. Архитектор сегодня не только инженеры и дизайнеры, но человек, который создает окружающую среду. В будущем эта роль будет только возрастать.
Категория: Новости