«Время китч»: архитекторы наиболее известных памятников Москвы
Опубликованно 30.11.2019 06:46
Двадцать лет назад, в пояс москвы-реки, недалеко от Крымской набережной установлен памятник Петру великому работы Зураба Церетели — один из самых крупных и противоречивых памятников столицы. 98 метров, фигура российского императора стал символом «щука» стиль и синоним слова «китч» в связи с планированием политики московских властей в конце 1990-х и начале 2000-х годов.
Сегодня в столице есть много достопримечательностей, большинство из которых также вызывает резкую критику со стороны профессионального сообщества и граждан. «РБК-Недвижимость» попросил трех известных архитекторов — Александра Кокаин (бюро «Остоженка»), Сергей был на моды (бюро «Сергей Присматривают Architects») и Николая Животе («Метрополитен») — оценить пять наиболее одиозных московских скульптур.
Памятник Петру i на стрелке Москвы-реки (1997, скульптор — Зураб Церетели)
Фото: Дмитрий Коробейников/тасс
Сергей Присматривают: «Петр I при всей своей абсурдности и понятно отвращение от москвичей давно стал частью городской ткани. Уже не замечаешь. Это шутка, достопримечательность, гениальный памятник человеческой извините, только к нему и следует относиться. Призывы демонтировать Петра, которые не прекращаются с момента его установки, мне кажется, неразумно: во-первых, кто-то сердца миллионов, во-вторых, не ясно, что будет в обмен на работы Церетели, в-третьих, я убежден, что судьба современных памятников должны решать следующие поколения, а не мы».
Александр Гусь: «Наш офис находится недалеко от «Красного Октября», так, чтобы видеть Петра я, случается каждый день. Все эти годы я с ним и не помирился, — как тогда не любил, и сейчас не нравится. Да, и для того, чтобы любить? На мой взгляд, абсурд какой-то. С другой стороны, я помню, что в конце 1990-х, сын моего друга, то американский студент университета, приехал в отпуск в Москву и, после того как увидел этого монстра, сказал: «Папа, здесь мы все возмущены по поводу этого памятника, и, на мой взгляд, очень смешно». Хорошо, если в этот момент? Трудно сказать. Вот лежит на дороге куча навоза — красиво или нет? Не знаю, но лучше сделать вид, что не замечает».
Памятник Михаилу одинок у него на Гоголевском бульваре (2007 год, скульптор — Александр Рукавишников)
Фото: Global Look Press
Николай Шумаков: «Памятник одинок у него — одно из лучших произведений Александра я люблю, что я считаю, что выдающийся скульптор с мировой известностью. Здесь все совпало: интересный свежий состав, правильный масштаб, хорошо продуманные детали. Кроме того, привлекает не обычная постановка памятника — вместо классической круглой скульптуры типа Есенин пространство организовано так, что тебя сковывает, отсюда не хочется уходить. Я хотел бы напомнить компетентным архитектурное решение, благодаря которому памятник как ты хорошо здания».
Александр Гусь: «Мне очень нравится скульптор Александр я люблю, но памятник одинок у него, мне кажется, лучшая его работа. Во всем, что касается городского пространства, ключевое понятие — уместность, и она находится здесь: Gogolevskiy проспект не имеет ничего, что одинок у него, и Шолохова — в этом месте. Для того, чтобы любой памятник, главное, чтобы привязанность к месту, это и задает его характер. Композиция памятника с плавающей лошадей, лодка и река, без сомнения, веселый, смелый и неожиданный, но ощущение ненужности всего этого, доказать, что ты сильнее».
Памятник князю Владимиру на Боровицкой площади (2016 год, скульптор — Салават щербаков)
Фото: Татьяна Белякова/тасс
Николай Шумаков: «Памятник князю Владимиру мне кажется довольно неудачным, но он имеет важное преимущество — благодаря его установке вы долгосрочные решения проблема организации пространства вокруг Боровицкая площадь. В результате был выбран очень удачный проект, который возродил это место. Решение со ступенями, свежий, яркий, остроумный, чтобы он может прийти и памятник. Может быть, она со временем сольется с окружающей средой, как это случилось с Петром Зураба Церетели. В конце концов, хороший китч, даже нужно».
Сергей Присматривают: «Владимир очень неадекватно Боровицкая площадь, его просто вбитые в землю, как гвоздь, и не начал жить своей жизнью. Это плохо, поступим следующим скульптуры, в ней нет современного чтения. Кроме того, Владимир кажется чрезмерным, боевой, даже агрессивный. Модные и улучшения с лестницей речь идет не сохранить».
Памятник Майя и Овощи в Большая Дмитровка (2016 год, скульптор — Виктор Микрон)
Фото: Василий такой злой/тасс
Николай Шумаков: «На мой взгляд, самый уродливый памятник в Москве. Он сделал это человек, который не понимает, что такое монументальная скульптура и как она должна существовать в городе. Он превратил небольшой статуи, которая должна стыдливо прятаться в шкаф, поклонников Maya и Овощей, в гигантской скульптуры, не хватит места. При переходе от Большой Дмитровки напротив этого памятника, то можно закрыть глаза. Я, по крайней мере, я делаю».
Александр Гусь: «Памятник Майя и Овощей очень плохая вещь, как и в случае с одинок у него, прежде всего из-за его незначительности. Объяснить, почему этот памятник должен быть именно Большая Дмитровка, никто не может. Странное место, не имеет никакого отношения к цене более Недели. Отсюда его необязательность, почувствовал. И, видимо, в ближайшем будущем таких нелепых чудес станет еще больше, это время — время торжествующего китча».
Памятник Михаилу Единственный на плацу (2017 год, скульптор — Салават щербаков)
Фото: Владислав тому, кто это/РБК/тасс
Николай Шумаков: «Салават щербаков — талантливый скульптор, но у каждого мастера бывают проколы. Памятник Классический — один из них. Он не амбициозный, стоит неправильно, по красной линии, со всех сторон хорошо просматривается с дороги, что это плохо. Памятник не предназначен для этого места: фигура большой слишком высокий пьедестал, и как раз в здание. По крайней мере, Калашников должен снять с пьедестала, как это сделали с памятником князю Владимиру, и поставить на место, то это не так раздражает. Потому что теперь это действительно раздражает».
Сергей Присматривают: «Памятник Михаилу Единственный вызывает ряд вопросов, не только профессиональные, но и этические. Во-первых, если вам нужно поставить памятники людям, которые изобрели орудие убийства. В начале XX века пулемет Калашникова были убиты миллионы людей, и не всегда является инструментом защиты. Прежде чем поставить в центр что-то подобное, было бы правильно провести референдум. Скульптура, на мой взгляд, не находится за пределами нормальной эстетики. Здесь все сразу: и правильно выбранной позиции, и плохая архитектура, и плохо ли рис Калашников».
Категория: Новости