Архитектурное бюро Megabudka: "наши три столпа — символа, WoW и пустота"
Опубликованно 27.07.2019 10:08
Московское бюро Megabudka является одним из главных имен в молодой архитектурной сцене Москвы 2010-х годов. На его счету участие в знаковых городских соревнованиях (от реконструкции Триумфальной площади благоустройству Тверской улицы), сотрудничество с крупнейшим застройщикам столицы, а также создавать свой собственный архитектурный манифест нового русского стиля.
Сейчас бюро работает над несколькими крупными проектами в Москве и других городах России, параллельно участвует в международных архитектурных конкурсах. Соучредитель Megabudka Артем Укропов в интервью "РБК-Недвижимости" рассказал о попытках переосмысления национальной русской архитектуры, в частности, ситуацию в парке. Горького и трудностях работы с московскими чиновниками.
— В прошлом году вы были вынуждены говорить о себе, даже те, кто никогда не интересовался архитектурой: пару месяцев назад в социальных сетях горячо обсуждается проект нового российского города, и манифест современного российского дизайна в виде общественного транспорта. Почему интерес к национальной теме?
— Он не появляются внезапно — интересует эта тема в течение длительного времени за все время существования бюро накопилось несколько десятков таких проектов. При этом необходимо отметить, что не eversmile и националистические идеи здесь мы не инвестируем. Просто жить и работать в России, и вполне естественно, что мы, как архитекторы заинтересованы в культурном, историческом, социальном контексте нашей страны. Живи мы в любой другой части мира, также был интерес к национальной архитектуре. Он неожиданно получил широкую огласку и, как видите, оказался болезненным для многих людей, а не профессионалов, и рядовых граждан.
— Как вы объясните, почему?
— Наверное, люди устали от бесконечных заимствований и хотят что-то свое. За рубежом это не проблема: вы всегда найдете, скандинавской, японской, американской, китайской архитектуры. И современной российской архитектуры, а это не так. Несмотря на все разговоры об особом пути мы видим в основном это заимствования из мировой архитектуры: местные архитекторы всегда стремятся делать то, что они есть. Мы всегда стараемся в наших проектах, чтобы найти что-то, придумывать что-то новое, люблю экспериментировать. Поиск национальной идентичности, Русский стиль — лишь один из возможных экспериментов.
Из портфолио архитектурного бюро Megabudka: проект нового российского города (Фото: Megabudka)
— Тогда вопрос — Что такое русский стиль.
Поэтому мы решили пойти по максимуму и не брать отдельную типологию, и объединить их всех. Мы использовали множество образов — от древних храмов до башни Лужков включительно. Доказать клиенту, что даже Хрущев достоин присоединиться к этому проекту, потому что в глазах всего мира является неотъемлемой частью русского стиля. В результате, мы приняли около 160 типологии, прогнал их через ключи к Несс и занял около 40 зданий, которые вписываются в концепцию новой архитектуры и в то же время опираться на основы национальной. После этого, они начали изменять. Мы прошли много умных людей — культурологов, художников, журналистов — кто поделился с нами своими мыслями о русскости, и мы все стараемся быть переосмыслена.
— Пока проект выглядит как манифест. Есть ли шанс, что она будет реализована?
— Идеолог проекта, пианист Борис искренне заинтересованы в том, чтобы он был реализован Березовский. Он один из тех людей, кто много путешествует по всему миру, но не хочет переезжать в другую страну — наоборот, мечтает, чтобы у нас было хорошо и комфортно. В России такой появится запрос: есть уже ряд качественных проектов, таких как деревни, которые способствуют отказу от заборов или круглогодичного проживания на лоне природы. Но пока все это локально и не подразумевает полноценный город.
Борис возникла идея создать такой проект, который бы ссылочку не на иностранных, но и национальных. Проект в его нынешнем виде — это реалистичная вещь подлежит пересмотру. Город может быть построен в любом месте страны, адаптируя его к окружающей среде, при этом около 70% зданий являются базовыми и не меняются, а 30% должны быть повторно спроектирован с учетом местного ландшафта и архитектурные традиции, сохранить самобытность этого места.
Из портфолио архитектурного бюро Megabudka: проект нового российского города (Фото: Megabudka)
— Новый российский город — это не только об архитектуре.
— Конечно. Мы создали город, а точнее, модуль 50 тысяч человек, и, конечно, для нас было важно понять, как люди живут и что делают люди в этой среде, где вы работаете, как проводите свободное время. Они должны иметь особый менталитет, который определяет окружающую среду. Как известно, если человек попадает в среду, где разработаны некоторые правила, он вынужден принять их. Именно поэтому в Европе, наши люди ведут себя как настоящие европейцы, а тут, как большинство. Лишь немногие могут быть отменены.
— Так вам нравится наш авангардные архитекторы хотят создать нового человека.
— Да, точно. Конечно, это устное вещь, но она тесно связана с архитектурой. Например, мы поддерживаем общение, добрососедские отношения, поэтому планировочные решения являются открытые общественные пространства, многофункциональные дворы. Одним из партнеров Бориса хотела в новый русский город был домом для более состоятельных людей, но какая-то иерархия, замкнутость противоречит общей идее проекта. Мы придумали компромисс: разработанный комплекс, который может жить до восьми семей. То есть, по сути, остается открытым среды.
Я спрошу очень глупый вопрос: почему в XXI веке изобрести какой-то национальной архитектуры, если это так, сегодня архитектура полностью основана на технологии, которые являются глобальными?
Мы заинтересованы в этой теме и возможность экспериментировать. Очень важно, что мы не можем копировать то, что уже создано, и переосмыслить, придумать новые решения. Например, несколько лет назад мы разработали для компании "Мортон концепции" Русского культурного центра. Наш офис не был объявлен международный конкурс с проектом, который также утверждал, что такое русскость.
Тогда нам казалось, что квинтэссенция всего русского-это страна, поэтому мы предложили использовать в этой типологии страны проекта. Например, бревна, покрытые брезентом, мы действовали как амфитеатр, сарай превратился в выставочный зал, и лужу посреди сада росли в масштабах целого пруда. Я думаю, что на данный момент, наш проект чувствовал поиска русской идентичности, но она не была реализована из-за банкротства застройщика. У нас также есть проекты, которые остроумно обыграть заборы и пустыри-неизменные составляющие типичного русского пейзажа. Некоторые проекты даже реализованы.
Из портфолио архитектурного бюро Megabudka парк "Кудыкина гора" (Фото: Megabudka)
— Например?
Парк "Кудыкина гора" в Липецкой области. В этом проекте мы убрали все лишнее и дали пустоту как объект, добавляя туда только круговой маршрут, который с разных точек открываются разные ощущения от этого места. В общем, пустота-это очень важный вопрос для России: для развития всей территории нужно много денег и переосмысления существующих хорошим приемом, требующим минимум затрат. И он постепенно приживается у нас, потому что многих городов приезжают к нам для проектов, основанных только на идее пустоты.
Но есть проекты, которые этот разрыв, напротив, заполнить. Я знаю, что вы проектировали горнолыжный курорт в Шерегеш, а там были ссылки на русское деревянное зодчество. На каком этапе этот проект?
— Она реализуется. Специфика сюжета подразумевает, что туда приходят разные инвесторы и строить мелкие объекты. Соответственно, вся площадь должна быть разделена на множество небольших участков. И в Шерегеше выпадает много снега, поэтому мы стали думать, как победить эту функцию. С этими вводными и отсутствие в России типологии типичный горный дом у нас есть изображение башни, потому что это дает вам возможность использовать большие скатная крыша, с которой снег будет легко съезжать. Мы создали строительных норм и правил, норм проектирования, изменение формы башни. Таким образом, это узнаваемый образ, хотя вполне современно.
— Мне интересно, что вы говорите о ценности русской архитектуры, которая, возможно, не все очевидно. На фоне национального траура в Нотр-Даме и полное безразличие к происходящему с наших собственных сайтов, разговоры о национальной архитектуры приобретут новое значение.
— И это тоже. Россия вообще крайне недооцененная страна, в том числе с точки зрения туризма. Все страны мира можно разделить на четыре типа: цивилизованная страна с богатой и древней культурой (Европа), цивилизованный, но молодых государств (США, Австралия), экстремальные стран (Африка, Индия) и страны с богатой природой (Исландия, Гренландия). Россия сочетает в себе все эти аспекты и, следовательно, уникальна. И ее национальной архитектуры является одним из главных сокровищ.
Из портфолио архитектурного бюро Megabudka: проект горнолыжного курорта Шерегеш (Фото: Megabudka)
— Вы начали с крупных городских соревнованиях, но сейчас они почти не участвуют. Почему?
— Почему, в символическом попробовать принять участие. Что-то даже реализовано на данный момент. Но полной реализации конкурсных проектов слишком бюрократической. В каждый проект мы делаем для Москвы, и это касается не только конкурсов, есть много неочевидных и глупых препятствий, которые могут убить или исказить первоначальную идею.
— На каком уровне они обычно возникают?
— На уровне префектур и будущих исполнителей. Логика, по которой они делают свои замечания, не всегда четкие и объективные. Например, часто меняются требования к конкретным объектам, поверхности, лампы, растения, которые город возьмет на баланс. Причины могут быть самые разные.
И еще, если мы говорим о соревнованиях, а о публичных торгах является в настоящее время не возможно играть отдельной стадии "концепция" для конкретного проекта. В результате понял, слабым, неинтересным, но дешевые проекты. У нас есть много знакомых архитекторов, которые вынуждены делать что-то глупое, потому что они не могут позволить себе шикарный концептуалистов в работе на тендере города.
— В регионах также?
— Есть более четкие, хотя есть много трудностей. Например, мы приезжаем в город, где есть бюджет на озеленение. Но территория выбраны ложные, субъективные критерии. Основной механизм голосования жителей. В результате, выбор падает на какой-пустырь на окраине города, где много небоскребов с тысячами людей, и все они, конечно, проголосовать за озеленение своего пустоши. Между тем, город-это ничего.
Другой пример. Мы всегда выступаем против забора, и чиновники в регионах мы обычно договариваемся. Но добавлю, что пока невозможно без них, люди не готовы — все украли. Но в парке. Горького тоже воруют, просто есть бюджет, чтобы залатать эти дыры. Кроме того, есть много органов, и они могут не согласиться с некоторыми из наших предложений, поскольку это требует сложных движений, таких как экспертиза, реорганизация, изменения, движения и прочего.
Из портфолио архитектурного бюро Megabudka: ЖК "Мякининская Пойма" (Фото: Megabudka)
— В Москве другая?
— Да, конечно. А про Москву, я и мои коллеги были выявлены следующие интересные тенденции: для того, чтобы иметь что-то новое, и это новое взяла на баланс города, он должен быть реализован в парке. Горького. Смешно, но правда.
— Какой свой проект центральной площади "Москва-Сити"?
— Несколько лет назад был запрос от управляющей компании "Москва-Сити", чтобы превратить площадку перед "Атенолол", которая сегодня пустует. Был сложный процесс координации между различными владельцами. В результате, появилась навигация и пространство для мероприятий на открытом воздухе. Таким образом, из нашего проекта (мы это делали совместно с другими командами) реализована только часть идей. Но с течением времени, приоритеты клиента изменилось, и мы были вынуждены покинуть проект. В "Москва-Сити" - это очень сложная и интересная работа, потому что требует согласования со всеми собственниками и с городом на каждом этапе, существует очень сложная структура собственности. Но если вы сможете добиться результата — это здорово втройне!
— Вы сейчас в основном участвует в проектах по улучшению, хотя ваш основной интерес, если я правильно понимаю, лежит в области архитектуры. Почему такое расхождение?
Мы занимаемся комплексным развитием территорий и общественных пространств. Это означает, что мы берем участок и выяснить, какие инструменты могут быть улучшены, не деля их на плоские и вертикальные. У нас чисто архитектурные проекты — к примеру, двух строящихся на "кудыкину гору горы", "Мякинино", парк, торговый центр в Новокузнецке, около восьми проектов в работе, которые мы пока не в состоянии говорить. Есть еще несколько под предметы интерьера строительство: пилотный проект многофункционального пространства внутри торговых центров, швабры в "Башне Федерация". Просто дизайн сегодня — основной инструмент продажи жилых проектов, больше спрос.
— У вас есть какой-то внутренний фильтр, с любым из разработчиков вам работать, а с кем никогда?
— Нет. Мы работаем, когда есть интересная задача, и заказчик пришел к нам целенаправленно, чтобы мы сделали что-то необычное, знаковое и значимое.
— Репутация компании не важно, правда?
Никогда не думал об этом.
— Нет желания попробовать?
Мы очень применили архитекторы: то, что предлагается, и принять, если это соответствует нашим ценностям и стратегии внутреннего развития. Например, в одном городе предложили сделать символический вещь прямо в историческом центре. Конечно, хорошо на таких объектах необходимо провести большой конкурс, но вы же понимаете, что даже если вы выберите лучший проект, нет никакой гарантии, что она будет реализована. Вы не согласны — я согласен с кем-то еще. Или, вернее, всегда есть проект, который пять лет находится в магазине и ждет. Этот проект, в 99 случаях из 100 будет плохо. Так что лучше мы сделаем это. В общем, мы искренне рады, для клиентов, когда вы выбираете нас.
— То есть, отказаться от заведомо плохой дизайн-это не ваш путь.
Есть только одно исключение из этого правила. В один Уездный город в районе с удобной деревянной постройкой огромного бетонного здания, что не соответствует никаким нормам. Он абсолютно не подходит. Нас пригласили и попросили что-то с этим делать. Мы предложили клиенту сделать другие фасады, развести ненужный объем и максимальный уровень. Но это дорогое решение. Мы были готовы брать на проект только при условии, что будут использовать качественные материалы. Заказчик на это не пошел, и мы вышли из проекта. Никогда не берите скучные проекты, даже если они предложат хорошие деньги. Наша цель-сделать вау проекты.
Нет страха подсесть на эту иглу и потерять связь с реальностью? Архитектурное бюро портфолио не может состоять только из WoW-проекты.
Почему? Фрэнк Гери каждого проекта.
— Фрэнк Гери живет в стране, где есть нормальные архитектурного мейнстрима, качеством окружающей среды не может создать без него. И мы либо вау, либо ах.
— Во многом это правда, но сейчас есть молодые агентства, которые делают очень качественные экологических проектов, в основном жилых. Они медленно меняется ситуация. И потом, российские архитекторы сегодня готовы конкурировать с Западом.
Из портфолио архитектурного бюро Megabudka: конкурс проектов для проектирования кластеров в Китае (Фото: Megabudka)
Себя на мировом рынке искать?
— Недавно участвовал в китайском конкурс на создание кластера для дизайнеров. 700 бюро вошли в число 30 финалистов. Сейчас ждем окончательного решения жюри.
— Что ты предлагаешь?
— Предложил международной архитектуры, а основаны на китайских традициях в том числе. В частности, переосмыслил традиционный китайский внутренний двор, погоне за заборами (как в России). Также секционные внутри этого двора, окруженная гигантским забор дырявый, или восточные пагоды, или зиккурата. И при этом все функционально, оправдано, но, конечно, чтобы бросить вызов и эксперимент.
— То есть, вы еще не знаете, как быть нерусским.
— Да, конечно. Поиски национального стиля-это не единственная тема. В общем, наши три кита — персонаж, WoW и пустота.
— Великолепная формула все в трех словах.
— Самое главное, всегда будут актуальны.
Помогите
Архитектурное бюро Megabudka основана в 2010 году выпускниками Московского архитектурного института Артем Укропов, много Губернаторовых и Дарья Листопад, который начал работать в бюро бюро. Компания специализирутся на проектировании общественных и жилых зданий, создание проектов благоустройства и комплексного развития территорий. Среди крупных зданий — парк "Кудыкина гора", Липецкая область, совершенствованию аэропорт "Платово" в Ростовской области, комплексное благоустройство жилого комплекса "Новоселовском районах" в Московской области, ЖК "Мякининская Пойма" в Москве.
Категория: Новости